"Идеи коломенские, разработка мценская"
( газета "Коломенская правда" от 25.06.2002 г.)
Экологическая научно-производственная фирма "Новатор" - не новичок, чтобы во всех подробностях представлять ее как что-то незнакомое читателю. Профиль деятельности жизненно важен для любой цивилизованной субстанции - прочистка канализационных систем всех видов, от простейших внутридомовых до сложнейших промышленных.
"Новатор" появился на свет двенадцать лет назад. За годы напряженной работы накопился богатый в этой практически девственной в России отрасли опыт, ибо любой объект заставлял подключать голову и думать, как решить поставленную задачу, в каждом случае разную, осложненную индивидуальными особенностями. Совета и помощи просить было не у кого - наши сантехники не знают ничего другого, кроме проволоки. А их руководители частенько не имеют представления о том, где и каким образом располагается вверенная им сеть трубопроводов. Предприятиям, коллекторы которых напоминают слоистые окаменелости времен юрского периода (их внутренности не то что проволока - отбойный молоток не возьмет), чтобы не остановить производство, бывало, приходилось прокладывать новые ветки канализации.
"Новатор" добивается успеха с помощью целой серии гидромониторных снарядов, различных по форме, конструкции, принципу действия. Обычная "ракета" легко справляется с песком и илом. В более сложных случаях используется технология пневмовзрыва. Ультракороткие, но очень сильные импульсы раскалывают даже лобовое препятствие в наглухо закупоренной шлаками трубе. А для очистки вентиляционных шахт, узких извилистых внутридомовых систем требуются совсем иные подходы.
Разнообразие засоров и методик все эти годы заставляло фирму в каждом конкретном случае применять специальную технику, снаряжение, привлекать одновременно две или три машины с различными функциями. Соответственно, каждую обслуживала своя бригада. Процесс очистки состоит из четырех основных стадий. Сначала нужно разбить отложения, потом вымыть их из трубы в колодец, вычерпать наружу и, наконец, собрать, погрузить в специальную технику и отвезти на утилизацию. Снабженные установкой с гидромониторным снарядом автомобили, сконструированные на базе поливомоечной машины, привозили в баке воду для промывки и увозили на полигон вымытую из трубы грязь.
Но самостоятельно всасывать ее внутрь они не могли.
Однажды пришлось промывать систему канализации в АО "Мценский завод Коммаш", разрабатывающем технику для нужд коммунальщиков. Причем для очистки использовали его же собственную машину КО-713. Заводчане удивились, увидев совершенно новый аспект применения их техники. И тогда они поняли, что создавать конкурентоспособные изделия можно только с их потребителями, с опытными специалистами-производственниками.
Четыре года назад по инициативе генерального директора "Коммаша" В.Л.Сасина в Коломну приехали директор производства В.А.Сазонов, технический директор В.В.Гулаков и ведущий инженер-конструктор Н.А.Гущин. Они задумали создать коммунальную машину, которая была бы максимально удобна в эксплуатации, вобрала современные технологии очистки трубопроводов, сохранив способность обходиться без дорогостоящего импортного оборудования. А кто может дать рекомендации по устройству, кроме людей, которые непосредственно работают с такой техникой, четко представляют перспективу ее развития?
"Новатор" разработал техническое задание, а инженеры завода - конструкцию машины. В конце июня первый экспериментальный образец коломенско-мценского изделия вышел из сборочного цеха.
Автомобиль, который назвали каналопромывочная машина "Ново-ком" ("Новатор" и "Коммаш"), является универсальным. Он создан на основе "КамАЗа", обладает прекрасной проходимостью. Выполняет все необходимые функции прочистки трубопроводов, использует технологии пневмовзрыва, применяет гидромонир-ные снаряды низкого и высокого давления, чистит с помощью илососной машины, и, что особенно важно, все эти способы могут использоваться одновременно или в различных сочетаниях. "Новоком" оснащен плунжерным насосом и насосом низкого давления, компрессором. В кузове разместились две цистерны для чистой воды емкостью по 3 кубометра и одна, вдвое большая, так называемая "иловая бочка", для содержимого коллектора. Чтобы выгрузить ил и камни из наполненной доверху иловой бочки, каналопромывочная машина, как самосвал, опрокидывает кузов и высыпает его содержимое. Машина может использовать вторичную воду, работая по замкнутому циклу. Песок и камни оседают в "иловой бочке", а отстоявшаяся вода вновь подается на каналоочистительный механизм.
Огромное значение имеет тот факт, что "Новоком" работоспособен в любое время года. Еще ни разу на протяжении 12 лет сотрудники "Новатора" не уходили в отпуск летом. "Мертвым сезоном" для них считался февраль. Новая техника переносит морозы до -25 градусов. Внутрь герметичного утепленного кузова встроены два факельных подогревателя, которые нагнетают внутрь машины горячий воздух, не позволяя замерзнуть воде и илу в баках.
Ручной труд полностью исключен. Автомобиль укомплектован лебедкой для вскрытия люков. Управление - дистанционное, с выносного пульта. Два человека легко справляются со всеми манипуляциями. Им даже не нужно лезть в колодец, а из гардероба можно исключить противогаз и прорезиненный костюм.
В течение года коломенцы будут работать на новой машине и передавать замечания на завод "Коммаш".
- Не жалко было отдавать свои идеи, делиться технологиями? - спрашиваю у коломенских создателей "Новокома": директора ЭНПФ "Новатор" Ю.М.Уголева, технического директора С.А.Дорофейкина и главного инженера В.В.Агольцова. -Одна только ваша разработка - снаряд с технологией пневмовзрыва - дорогого стоит. Теперь любой желающий сможет создать предприятие, аналогичное вашему.
- Это не страшно. Конкуренция - путь к развитию. Должны же мы сделать что-то хорошее для нашей страны. Все, что сегодня разработано по очистке трубопроводов, в этой машине есть. А сама каналопромывочная машина запатентована.
Кстати, первое, с чем столкнулся "Новоком", - с промышленным плагиатом. Сразу с завода его отправили в Москву на международные выставки "Доркомэкспо" и "Экватэк-2002". На открытой площадке на Васильевском спуске машину тут же облепили специалисты заводов, выпускающих коммунальную технику, залезали под днище, срисовывая каждое интересное решение конструкторов.
- Подчеркнем особо: в машине нет ни одной детали или агрегата зарубежного производства. Все наше, российское, - говорит Ю.М.Уголев. - Помимо того, что "Новоком" является прекрасным инструментом для работы, он имеет огромное значение для экологии. Москва, а за ней Санкт-Петербург, стали очень внимательно относиться к окружающей среде. Мы же оставляем после себя чистую площадку и восстановленные трубы.
В. Ушакова. |